Битье яйцами

Автор vitek163, 05 апреля 2007, 11:54:11

0 Пользователи и 1 Гость просматривают эту тему.

vitek163

Фарфоровые, стеклянные, деревянные и одно каменное, или Как победить в бою куриными яйцами
 Празднование Пасхи и яйцо связаны неразрывно, как  День благодарения и индейка. Яйцо - символ жизни,  считали древние, и символ сюрприза, по мнению  сегодняшнего человека. В Художественном музее  открылась экспозиция пасхальных яиц. Три десятка  экспонатов разложены по полочкам. В музее их никто  всерьез не изучает, поэтому происхождение яиц  неизвестно. «На выставке представлены яйца из  разных материалов: фарфоровые, стеклянные,  деревянные и даже одно каменное XVIII - XIX веков.  Судя по всему, некоторые из них изготовлены на  императорском фарфоровом заводе», - говорит  заведующая Художественным музеем Татьяна Соболева.  Кроме яиц в экспозиции есть форма для выпечки  пасхи с отверстием внизу для стекания жидкости, а  также старинный пасхальный набор: кастрюлька с  ручкой в форме курицы, романтические подъяичники  (потому что два), солонка, блюдо. На заднем плане  - икона, рассказывающая о воскресении Христовом.  Для некоторых современников, как уже было сказано,  яйцо - символ неожиданности: шоколадные  «киндер-сюрпризы» с надписью «ХВ» (Христос  воскрес!) появились накануне в магазинах города.  Внутри - герои знаменитого цикла мультфильмов про  попугая Кешу. (Уж не потому ли, что одна из серий,  «Возвращение блудного попугая», напомнила  производителям известную библейскую притчу?) Но  Пасху ждут не только чтобы поесть вдоволь: каждое  съеденное в этот день яичко сопровождается  соревнованием на крепость скорлупы. Если звук  Нового года - звон бокалов, то пасхальный - треск  скорлупы. Кстати, скорлупа куриных яиц советских  времен была не в пример тверже. Это зависит от  наличия в рационе птиц витамина D3, специальных  масел, которые стоят больших денег. Поэтому на  современных птицефабриках России курицы получают  эти добавки в гораздо меньших количествах, чем  раньше. Впрочем, у местных птицефабрик с маслами  все в порядке. Специалисты советуют, если хотите  победить в бою, подбирайте яйца поменьше и держите  их поближе к ударной части, не торопитесь ударять  сами, а подождите, когда в атаку пойдет противник.  Тогда вам не будет равных.
Послано: 05 Апреля 2007, 11:48:23
 
+1


Нас невозможно сбить с пути, нам пофигу куда идти!

Dejavu

Отличная затея расместить такую полезную информацию))) Спасибо)) мне было даже не скучно это прочитать)))

vitek163

еще много продолжу как удалю все лишние пробелы и ентеры тут немного истории следующее опять будет именно про битье!
Послано: 05 Апреля 2007, 11:59:34
Различные азартные игры с яйцами — с битьем, катанием  по земле или лотку, поиском или угадыванием — были  частью комплекса весенне-летних развлечений наряду с  качанием на качелях, гулянием по деревне, плясками,  хороводами и играми. Они практиковались начиная со  второго, а иногда даже с первого дня Пасхи вплоть до  заговенья на петровский пост, которое в некоторых  районах Вологодского края получило название «яичного»  (Кадниковский, Сольвычегодский уу., Белозерский,  Кадуйский, Вожегодский, Харовский, Никольский р-ны) 86.  В эти праздники яйца использовались и в различных  обрядовых практиках, связанных с поминовением усопших  87. Тогда же могли играть и в картежные игры («в три  листика», «в козла», «в двадцать одно»), наградой за  выигрыш в которые первоначально были пасхальные яйца.  Лишь в середине XIX в. их постепенно стали вытеснять  деньги. Оттенок азарта, присущий практически всем  пасхальным играм, привнесен в них не поставленными на  кон деньгами, а типами использующихся в них игровых  действий, среди которых важную роль играли соревнования  на смекалку, выносливость и силу, состязания в точности  при попадании в цель, а также испытание судьбы —  бросание жребия. Выигрыш расценивался прежде всего как  получение «доли», удачи, здоровья и богатства в течение  всего года, т. к. на кону стояли предметы, имевшие  высокую сакральную ценность. Не удивительно поэтому, что  и после замены игровых предметов соображения престижа и  морального превосходства над противниками продолжали  играть не меньшую роль, чем материальная выгода,  получаемая в результате выигрыша («Тут не дороги яйца,  важно при народу-то выкатать!»; «О, да он ловкой, много  яиц на Троицу накатал!») 88. Этим в значительной мере  объясняется и необыкновенная популярность довольно  примитивных игр с монетами (типа «орлянки»), за которыми  мужское население Южной и Центральной России проводило  целые дни напролет всю неделю до Красной горки 89.

      В некоторых регионах пасхальные игры с яйцами  являлись чисто женским развлечением 90. Судя по  севернорусским вариантам игры с угадыванием и поиском  предмета (см. «Игры с поиском и угадыванием»), основной  их целью было гадание о замужестве: «Какая найдёт яйце,  дак возьмет себе; дак (её) се(в)о года и замуж отдадут»  91, то есть выигранное яйцо символизировало готовность к  браку. В других случаях мужчины и женщины играли в  разные типы игр 92.

  В Вологодском крае игры с яйцами были в основном  мужской забавой («взрослыэ мушшыны большэ катали»).  Причем наиболее это характерно для восточных и  центральных районов. В западных в этом занятии могла  принимать участие «вся деревня». Как свидетельство  угасания обычая можно трактовать детские варианты этих  игр. В частности, в детский обиход в большинстве случаев  перешло битье яйцами.
   Игры с яйцами были наиболее распространены в  Пасхальную неделю, на Вознесение, Троицу, Духов день и  Петрово заговенье, но так могли развлекаться и в  воскресенья и праздники (в том числе престольные и  «мольбы») в течение этого периода. «Как токо Паска  пройдёт, в первый день ничево не делали. Катать — такие  желобки были, катали яички. Парни, девки соберуцца, вот  много, катали, мы друг у дружки выкатывали эти яички. А  в Паску в первой день не катают, говорят: ,,Христа  прокатаэшь". Вота. Только на второй день Паски. Катали  каждо воскресенье до Всесвяты, вот поели Троицы бываэт  Всесвяты, восьмоэ воскресенье. Вот до этово, и в  воскресенье в это катали...» (д. Аркатово) 93. Обычно  играли после обеда или после окончания праздничного  богослужения. «Пока не скажет батюшка, што ,,Христос  воскресе!", яиц нигде, не вынимаэт никто. Как скажут  ,,Христос воскресе", служба кончилась, вот тогда уж  начинают. Кончицца уж, к кресту сходят, вот потом вышли  на паперте, там на улице, ну ведь ходили молодёжь раньше  ведь, всё равно и девушки, и парни там болылиэ. Это уж;  перьвый обычай што как все только яйцам шелкаюцца. В  церкви ишо начнут, и дома всё равно» (д. Акишево Белоз.)  94. Игра могла продолжаться всю ночь.

  Обычно в течение всего пасхально-троицкого периода  каждый из членов семьи получал по воскресеньям одно или  несколько яиц (в зависимости от достатка), которыми мог  распорядиться по своему усмотрению. В Уфтюге  Кадниковского у. «на каждого члена семейства варят по  два или три яйца, а на больших семейников — по пяти и до  десяти яиц, поэтому скопляется яиц очень много:  устраивают игры» 95. В дд. Антоновская (Тот.) и  Пелевиха, где катали яйца только два раза в год — в  Троицу и на Духов день, по заказу мужчин продавец варил  специально целый самовар яиц и каждый покупал у него по  10-15 штук 96. Еще одним источником получения яиц,  прежде всего для парней, были подарки девушек (см. «Яйца  дарить») и сбор яиц с качающихся за устройство качелей.

      Для игры использовали окрашенные яйца. На Пасху,  чтобы получить густой красновато-коричневатый  («красный») цвет, в качестве красителя чаще всего  использовали луковую шелуху. «Яйця в Паску красили,  значит, всю нидилю ели крашеные яйца. Так, и вот в  Гуляшшев день [= Петрово заговенье] яйця красили. Вот в  два празника эти вот яйця были крашеные. Это вот опять  стиль божый. Го(в)орят: ,,Христос за нас кров отдал, ево  на роспятиё брали, дак кров пролил, дак вот красные яйца  надо было". Вот это говорили, што не грех, а, значит,  слава была народу. Вот. Это такое, значит, в жизни и  было сделано, што красить яйца надо» (д. Верхнее  Чистякове) 97. В Троицу и петровское заговенье яйца  часто красили также в зеленый или зеленовато-желтый цвет  в отваре березовых листьев.

  
  
Послано: 05 Апреля 2007, 12:00:45
Игра с битьем яйцами («яйцам бицца», «яйцам  щелкацца», «еичкам колотйцце»,  «яйцом тюкать»)  упоминалась в числе азартных наряду с зернью и картами  еще в начале XVII в. В 1630 г. по приказу Вологодского и  Велико-пермского архиепископа был произведен обыск с  целью найти тех, кто в Засодимской вол. «зернью и карты  играют и яйца бьют». Крестьяне показали, что те, кто  прежде играли, перестали играть после указа 1629 г.  епископа Варлаама о запрете этих игр. А крестьяне одного  помещика ответили, что у них «зерныциков и картовщиков  нет, ни яйца в деньги не бьют». Ранее, в 1590 г.,  крестьяне Тавреньгской вол. постановили чтить воскресные  дни, т. е. не работать, а если «кто станет яйца бити, и  на том та же заповедь доправити — 8 алтын» 107.

      В прошлом обычай битья пасхальными яйцами был  непосредственно связан с обменом ими и «христосованием»  либо с поминовением умерших родственников на Пасху и  Троицу и нередко совершался на площади у церкви, на  прилегающем к ней погосте или на церковной колокольне.  Иногда битье яйцами расценивалось как кумление. Так, в  д. Суходворская предлагали: «Давай яйцом кумовицци! Кум  будешь, если разобьёшь» 108.
     Было известно две разновидности этой забавы: битье  парами или группой. В основном так развлекались мужчины,  преимущественно неженатая молодежь. Впрочем, иногда  участвовали и пожилые («старики еще азартнее молодых»).  В Кондуже на второй день Пасхи «все прихожане от мала до  велика собираются на погосте. Приходят рано утром и не  расходятся до позднего вечера. <...> Пожилые мужики и  молодые ребята имеют обычай выбивать друг у друга яйца.  Обычай этот здесь очень распространен и поэтому  нисколько не удивятся, если увидят за этим занятием и  человека почтенного» 109. В некоторых случаях могли  принимать в игру родственника, замещавшего  отсутствующего игрока. Так, по рассказам очевидцев, в  Харовском р-не однажды поставили в круг для игры вместо  умершего мужчины его маленькую дочь 110.
      Обычно бились обоими концами яйца. Острый его конец  повсеместно назывался «носком», «носиком», «носочком», а  тупой чаще всего «пугой», а также «пушкой» (Кирил.),  «пяткой» (Волог., Вашк., Кирил., Тарн.), «жопкой»  (Сямж., Вашк., Верхов.). Для игры старались выбрать  такое яйцо, которое бы выигрывало, т. е. сразу не  разбилось. Для этого стучали им по зубам. Если звук был  глухой и скорлупа мягкой, то яйцо считалось удачно  выбранным для игры. Если же оно при ударе «звучало», то  это значило, что скорлупа окостенела и не выдержит  удара, лопнет. Старались также найти яйцо, у которого на  остром конце образовался своеобразный наплыв, утолщавший  скорлупу. Яйца варили в крепком соляном растворе, что  тоже должно было усилить их прочность.
      Битье яйцами по парам происходило так. «Два  противника или двое желающих биться становятся отдельно  от толпы, смотрят друг у дружки яйца, которыми хотят  биться, колотят тихонько о зубы, по звуку определяют,  которое из яиц крепче, которое слабее. Крепкое держится  в руках у одного из противников ,,носком", или более  острым концом, вверх, а ,,пушкой", или более тупым  концом, вниз. Носок выставляется настолько, чтобы можно  было ударить в него носком более ,,пухлого" (некрепкого)  яйца. Когда носок одного яйца разбивается, то на место  его подставляют пушку. Разбив носок и пушку, противник  берет себе разбитое яйцо как выигрыш. Бывают такие  случаи, что у одного противника разобьется только носок,  но пушка выстоит, тогда говорят: ,,пушка вынесла". Чтобы  продолжить битьё, бьются ,,пушка на пушку", а когда  остается целым носок, то ,,носок на носок". Когда же  пушка или носок окажутся очень крепкими, то противник  допускается ,,кругом", т. е. на одну пушку или носок  позволяется ударять и носком, и пушкой. Когда противники  не могут согласиться на битьё ввиду того, что одно яйцо  заметно крепче другого, тогда оба яйца ,,носят в руках".  Это происходит так: сначала определяют, которое яйцо  держать и которым бить, потом один из противников берет  в руки оба яйца, по одному в каждую, встав лицом к  противнику, уносят оба яйца назад себя, там перемешивают  их из рук в руку, выносят руки по бокам своего тела,  обратив ладони назад, чтобы противнику не видать было, в  которой руке какое находится яйцо. Свободный противник,  желая угадать крепкое яйцо, по его мнению, вертит  кистями рук, потом быстро ударяет кистью в кисть,  предварительно растопырив пальцы той и другой руки. Если  пальцы одной руки войдут в промежутки другой, то он  угадал, в которой руке желаемое яйцо. Если же пальцы  вместо промежутков угодят палец о палец, то не угадал,  после чего и происходит битье яйцами».
     Битье в яйца группой («в перебой») отличалось только  тем, что количество игроков не ограничивалось. Чтобы  определить первого («забойщика»), перед игрой «дёргали  жребий» — тянули спички. Кому доставалась короткая,  начинал бить, остальные вставали или садились в круг.  Когда яйцо у забойщика разбивалось, его сменял тот, чье  яйцо оказалось крепче. «Самая интересная и прибыльная  игра ,,в перебой" — битье целою артелью. Все участники  становятся в кружок. Один из не участвующих сбирает от  каждого участника по яйцу, полагая их в шапку или  картуз. Яйца перемешиваются и выдаются по одному каждому участнику. Одно из яиц называется  ,,забивалом". ,,Забивалом" выбирают обыкновенно самое  некрепкое яйцо. Кому достанется ,,забивало", тот и  начинает бить, идя по солнышку. Так обходится весь круг,  пока не перебьют все яйца, за исключением одного —  последнего. И горе игрокам, когда попадет очень крепкое  яйцо: оно может перебить все остальные, в выигрыше  останется один человек изо всех игроков. Но чтобы  подобного случая не было, ,,в перебой" кладут самые
 ,,пухлые" яйца».
      В дд. Плесниха, Мелентьевская «забоем» считали  яйцо, отличавшееся от других заметной окраской. В д.  Арзубиха при выборе «забойщика» яйцо не помечали, а  игрокам раздавали колоду карт. У кого оказывался туз  условленной масти (обычно бубновый), тот начинал игру. В  д. Угол забойщика выбирали из двух игроков, вытащивших  при жеребьевке короткие спички. Они бились между собой,  и тот, у кого разбивались оба конца, бросал яйцо в круг  и уходил. Оставшийся бился дальше и т. д., пока в кругу  не оставался один игрок, которому и доставались все  яйца. В этой деревне в течение многих лет игру начинал  один и тот же старик, нередко он оказывался и  выигравшим.
      Существовали небольшие различия по местностям в  порядке игры, которые касаются терминологии и  ограничений на битье тем или иным концом. В большинстве  случаев сначала бились «носочком», затем «пугой», и если  разбивались оба конца, то яйцо считалось проигранным, а  если какой-либо из них оказывался целым, то яйцо делили  пополам. В Нюксеницком, Сямженском и Вашкинском р-нах  тупым концом иногда не бились, и яйцо считалось  проигранным полностью, если разбивался «носочек». В д.  Аверинская, наоборот, бились только «жопкой». В  Логиновском с/с Вашкинского р-на употреблялось  специальное выражение для обозначения разбитого  (проигранного) яйца: «ейцо пало». Яйцо в крестьянском  обиходе было достаточно ценным продуктом и появлялось на  столе далеко не каждый день, чаще всего только в  праздники. Поэтому многие семьи яички берегли и  старались напрасно не расходовать. Этим объясняются и
 необыкновенный азарт, сопутствовавший играм с яйцами, и  обычай изготовления фальшивых яиц, чтобы избежать  проигрыша. Однако если обман раскрывался, то  провинившемуся приходилось туго: «Оплеух падают старики  заядлые». Рассказы о таких происшествиях постоянно  сопутствуют описаниям битья яйцами. «А у нас один парень  сделав из этой, из серы йийцё. Сделав такое подходяцее —  и окрасив, всё. Дак он все яйца выбив — оно ни йийцё,  дак! А потом ево обнаружили: ,,Што за беда? Всё он  выбиваэт!" Да вот проверили, дак ево цють не убили  мужики!»
+1


Нас невозможно сбить с пути, нам пофигу куда идти!

ZaMoRo4kA

Где-то мы расстались, не помню, в каких городах,
Словно это было в похмелье.
...Нужно писать в чью-то тетрадь
Кровью как в метрополитене:
Выхода нет,
Выхода нет...