Цифровая видео камера

Автор Morgan., 24 марта 2006, 23:32:12

0 Пользователи и 1 Гость просматривают эту тему.

Morgan.

Посоветуйте какую камеру купить.
------------------------------------------------------------------------
 Воля - это то, что заставляет тебя побеждать, когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен.
------------------------------------------------------------------------
Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.
------------------------------------------------------------------------

Miron

ЦитироватьПосоветуйте какую камеру купить.
Выбирай камеру прежде всего не по количеству мегапикселей - в видеокамерах чем их больше, тем хуже видеокамера снимает в темных условиях... Оптимальное количество пикселей - 600 тыс. Физический размер матрицы (не в мегапикселях, а в дюймах) должен быть как можено больше... Лучше когда в камере 3 матрицы - по одной для кажного цвета - но это только при условии, что они не мелкие и у них не много пикселей... Также желательно наличие в видеокамере оптического стабилизатора (не электронного)... Вот в принципе вкратце и все...

digger

ЦитироватьЛучше когда в камере 3 матрицы - по одной для кажного цвета - но это только при условии, что они не мелкие и у них не много пикселей... Также желательно наличие в видеокамере оптического стабилизатора (не электронного)... Вот в принципе вкратце и все...
Т.е. речь идет о Панасе 250-м :)

Morgan.

Спасибо за помощь,завтра пойду покупать.
------------------------------------------------------------------------
 Воля - это то, что заставляет тебя побеждать, когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен.
------------------------------------------------------------------------
Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.
------------------------------------------------------------------------

vnukov

достойная оптика стабилизейшен только в каноне стоит, стабилизит прилично но панорамы сирано снимать низя!

какую камеру брать все зависит от бабла. бабло большое матрица тоже будет большая :) но для дома пупер считается 3/1. если денег нет то купишь 4/1 - шума поболее будет. конечно лучше брать 3 матрицы в место одной.
для нормальной работу - штатив дефакто!  с рук поливают любители. проблема в том что дешевые камерв все ручные а чтоб с рук достойно снимать надо камеру на плечо положить и чтоб побольше и потяжелей была тогда ты с камерой 1 целое будешь то такое удовольствие от 5 тыс зеленью начинается и до бесконечности )

Miron

Война мегапикселов со здравым смыслом

Автор: Сергей Блохнин
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №26-27 от 28 июля 2003 года

В последние полгода выбор цифровой видеокамеры превратился в серьезную проблему. Частая смена моделей, появление подозрительно дешевых 3CCD-видеокамер, растущее количество пикселов в матрицах и отклонение от устоявшегося порядка критериев оценки качества внесли сумятицу в ряды видеолюбителей. Надеюсь, эти заметки помогут прояснить ситуацию.

История

Цифровые видеокамеры завоевали популярность в середине 1999 года, когда серия Sony Digital 8 резко опустила ценовой порог для вхождения в мир цифрового видео. С той поры соотношение цена/качество перестало пугать ценителей «правильных» картинки и звука, появилось множество неплохих моделей за доступную цену, и переход с аналоговых видеокамер на цифровые приобрел массовые масштабы. Вплоть до конца 2002 года любитель видео, покупая видеокамеру, мог быть уверен, что, потратив 1800 долларов, он действительно получит качественный продукт, который с большим запасом подходит для любительских съемок практически в любых условиях. Не сомневался в разумном соотношении цена/качество и покупатель камер в ценовой нише до $1000. Это было замечательное время: если не решающий, то очень весомый голос в компаниях-производителях принадлежал техническим специалистам, знающим, как можно сделать качественный и относительно недорогой продукт. В многочисленных статьях в Интернете обсуждались достоинства и недостатки новых моделей, публиковалось множество сравнительных тестов, а прогресс был заметен невооруженным глазом. Казалось, еще чуть-чуть — и мощь современных технологий сделает доступной качество съемки, близкое к полупрофессиональной, совсем не за «профессиональные» деньги. Для этого были все основания: массовый выпуск цифровых фотоаппаратов повлек за собой удешевление одного из самых дорогих компонентов как фото-, так и видеокамер, — CCD-матриц. Выход на любительский рынок известных производителей оптики привел к снижению ее себестоимости.

Какими они были (или камеры, которые мы потеряли)

Чтобы не быть голословным, привожу краткую информацию о цифровых видеокамерах, выпуск которых прекращен.
Canon MV30i (цена перед снятием с производства $980):
- Размер матрицы 1/4 дюйма
- ПЗС на 450 тыс. пикселов, из них 420 тыс. эффективных
- Оптический стабилизатор изображения
- Режим съемки с прогрессивной разверткой с полной частотой 25 кадров в секунду
- RGB-фильтр
- Фокусное расстояние объектива 1.6
- Zoom оптический — 12
- Видоискатель — цветной, 0,44", 113 тыс. пикселов
- ЖК-монитор — 3,5", 200 тыс. пикселов
- Баланс белого — авто, ручная, предустановки
- Ручная регулировка фокуса — есть
- Ручная регулировка экспозиции — есть
- «Интеллигентная» площадка для подключения аксессуаров
- Все кнопки и органы управления находятся снаружи на корпусе камеры, что дает легкий и удобный доступ ко всем ручным режимам.
- Размеры — 68х87х148 мм
- Вес — 650 г
Sony DCR-TRV900, неофициальный «чемпион» по четкости среди любительских камер (цена на момент снятия с производства $1800). Выпускалась четыре (!) года, применялась и для профессиональных целей в DVCAM-варианте:
- 3 ПЗС на 380 тыс. пикселов каждый, размером 1/4 дюйма
- Оптический стабилизатор изображения
- Фокусное расстояние объектива — 1,6
- Zoom оптический — 12
- Видоискатель — цветной, 180 тыс. пикселов
- ЖК-монитор — 3,5", 184 тыс. пикселов
- Встроенный фильтр нейтральной плотности (Neutral Density)
- Возможность установки приоритета затвора или приоритета диафрагмы.
- Возможность съемки с прогрессивной разверткой на скорости 15 кадров в секунду
- Ручные регулировки баланса белого, фокусировки, диафрагмы, коэффициента усиления, скорости затвора — 1/15...1/10 000
- Вес — 880 г
Краткая справка. Разрешение видео определяется ТВ-стандартом и для системы PAL соответствует 720х576, поэтому для камер с оптическим стабилизатором максимально необходимое количество пикселов не превышает 420 тысяч, для камер с электронным стабилизатором — не более 800 тысяч. Чувствительность камеры прямо пропорциональна площади каждого пиксела, поэтому чем больше размер матрицы и чем ближе количество пикселов к вышеуказанным значениям, тем лучше видеокамера снимает в условиях, отличных от идеальных.

Однако с начала 2002 года ситуация с цифровыми видеокамерами стала меняться. Тон в компаниях-производителях начали задавать маркетологи, считавшие, что потенциальных покупателей не следует соблазнять качеством съемки, поскольку его трудно оценить. Поэтому упор сделали на те параметры, значения которых должны бросаться в глаза даже абсолютно несведущим людям. И совершенно не важно, имеют ли эти параметры хоть какой-то практический смысл. Основная задача всех нововведений — подвигнуть людей на покупку, для чего все средства хороши. Что хорошо знает любой человек, мало-мальски интересующийся техникой и читающий вскользь статьи в глянцевых журналах?
- Чем больше пикселов, тем лучше и дороже устройство, независимо от того, фотокамера это или видео. Главное, что больше — лучше.
- Чем больше матриц, тем лучше и тем престижнее камера.
- Чем меньше камера, тем лучше.
- Хорошо, если камера поддерживает операции с MPEG-форматами, поскольку MPEG — это актуально, современно, перспективно и очень модно.
- Оптика с громким именем (Carl Zeiss, Leica Dicomar) — это очень хорошо и престижно, к тому же название производителя оптики обычно написано на корпусе камеры и видно окружающим.
- USB нужен и полезен — везде и всюду есть, поэтому и цифровая видеокамера должна быть с ним знакома не понаслышке.
- Запись в DVD-формате — прогрессивно, модно и опять же престижно.

Именно на этих параметрах маркетологи и сделали акцент, потребовав от технарей реализовать те возможности в видеокамерах, которые нужны для «ловли на крючок» потребителей, а не для создания технически грамотных продуктов. Под таким прессингом потеряли смысл даже те классические параметры, по которым много лет оценивали качество видеокамер. Например, наличие трех матриц всегда подразумевало высокое качество съемки, поскольку никому не приходило в голову, что можно уменьшить матрицы до неприличия, удешевить оптику, применить электронный стабилизатор и получить видеокамеру, которая гораздо дешевле хорошей одноматричной модели, да и качеством съемки ей уступает. При этом розничная цена не уменьшается пропорционально себестоимости, поэтому прибыльность растет и производители удовлетворенно потирают руки. Недовольны только любители видео, которые уже и не понимают, чему верить и на какие параметры видеокамеры опираться при покупке.

Чтобы понять, как сильно деградировал рынок цифровых видеокамер, достаточно сравнить эволюцию цифровых фотокамер и видеокамер. Видеокамера, купленная в 1999 году за $650, снимает не хуже, а в большинстве случаев даже лучше, чем видеокамера 2003 года за ту же цену. Если же сравнить качество снимков у современной цифровой фотокамеры и изготовленной в 1999 году (и стоящей те же $650), то качество первых намного выше независимо от производителя.
Для сравнения приведу некоторые технические параметры одной видеокамеры:
ОПТИКА
- Фокусное расстояние f=3,9–85,8 мм, 1:1,6–1:3,7.
- Трансфокатор х22 с переменной скоростью.
- Оптический стабилизатор изображения Vari-angle Prism.
- Диаметр светофильтра 46 мм.
ЭЛЕКТРОННАЯ ЧАСТЬ
- CCD 1/4 дюйма (470 тыс. пикселей, 440 тыс. эффективных).
- Минимальная освещенность 3 лк.
- Управление фокусом и экспозицией Advanced FlexiZone Control (3 скорости) — это означает, что можно выбирать фокус и экспозицию в конкретном месте кадра.
- Фокусировка автоматическая (TV-AF, TTL), по рамке системы FlexiZone, ручная.
- Макрофокусировка.
- Регулировка скорости затвора автоматическая и ручная (1/50–1/10000 с).
- Баланс белого автоматический (TTL, 64 зоны) или ручной.
- Видоискатель цветной, 0,7 дюйма, 180 тыс. пикселов.
ЗВУК
- Hi-Fi-стерео. Защита от шума ветра. Разъем для наушников. Разъем для внешнего микрофона.

Любитель видео, посмотрев на эти параметры, скажет: «Это же полупрофессиональная видеокамера!» и будет не прав. Приведенные характеристики относятся к аналоговой видеокамере Canon UC-X45Hi, которая выпускалась в 1997–98 гг. и стоила около 900 долларов. Хочу напомнить, что по большому счету аналоговая видеокамера отличается от цифровой только тем, что в последней видео просто оцифровывается, аппаратно сжимается и в цифре записывается на ленту. Качество же съемки цифровой видеокамерой зависит от тех же компонентов, что и в аналоговых камерах. Так вот, сейчас в продаже нет ни одной модели, которая стоила хотя бы $1000 и снимала в помещении не то чтобы лучше, а просто так же, как эта видеокамера, выпускавшаяся пять лет тому назад. Странно, не правда ли? Могу добавить, что знаю нескольких видеолюбителей, которые, имея современную цифровую видеокамеру, продолжают снимать в условиях освещенности, отличных от дневного света, на старую аналоговую камеру, а затем переводят аналог в цифру, используя цифровую видеокамеру как конвертор.


Прогнозы

К сожалению, прогнозы пока неутешительны. Нет никаких свидетельств исправления этой порочной тенденции. Рынок видеокамер монополизировали три фирмы — Sony, Panasonic и JVC (и «примкнувшие к ним» Hitachi и Sharp). Производители (разумеется, совершенно случайно) синхронно уменьшают размеры матриц и оптики, добавляют запись в MPEG4 (мне еще не встречался человек, которому это хоть раз пригодилось), по-стахановски наращивают количество пикселов в матрицах и т. д. и т. п. Исключение из правила составляет лишь Sony. Она упростила только свою флагманскую любительскую модель TRV900 в 2002 году, выпустив TRV940, и недавно приступила к «ухудшению» (то есть к удешевлению) своих младших моделей. Sony и раньше в маркетинговых программах делала акцент на технические подробности, используя множество звонких терминов, поэтому ей проще перейти к новой реальности. Отказ от кнопок и применение сенсорных экранов, которыми неудобно пользоваться при ярком свете, а также почти полная ликвидация ручных регулировок, определяют подход компании к максимальному снижению себестоимости продукции при сохранении, естественно, довольно высоких розничных цен.

В итоге по состоянию на середину 2003 года, даже обладая неограниченными финансовыми возможностями, вы не можете купить портативную цифровую видеокамеру с тем качеством съемки, которое легко обеспечивают современные технологии. Зато на рынке есть масса камер с большим количеством пикселов и небольшими матрицами, которые умеют записывать MPEG-4, напрямую выводить файл на принтер, быстро стартовать, сверкать встроенными вспышками, лампами подсветок, передавать видео без проводов и т. д. У этих замечательных камер есть всего два несущественных, с точки зрения производителей, недостатка, о которых и писать-то неудобно: высокая цена и низкое, порой просто немыслимо низкое качество съемки. Зато в остальном они действительно великолепны.

Казалось бы, что может быть проще — сделать видеокамеру с матрицей размером в 1/3 дюйма (гораздо большие матрицы имеют фотоаппараты даже за $600) и 415 тысяч пикселов с оптическим стабилизатором и без всяких возможностей записи в MPEG-4, карт памяти, беспроводной связью и т. п. с высоким качеством съемки, — но нет, даже за $1500 нам не предлагают ничего подобного. Производители прекрасно понимают, что делают, поскольку в сегменте полу- и профессиональных видеокамер все остается как есть, потому что обилие мегапикселов в матрицах, поддержка MPEG4 и прочие приблуды только раздражают специалистов.

Заключение

Разумеется, неизбежно возникают классические вопросы: как быть и что делать? Выход у нас с вами только один — не молчать, соблюдая непонятно кому нужный политес, а называть вещи своими именами. Толстые западные журналы (например, «Stuff») пока очень мягко, я бы сказал ласково, начали выражать недовольство сегодняшней ситуацией. Если же почитать российские журналы, то все хорошо и с каждым днем становится еще лучше. Термин «элитные» присваивается видеокамерам, качество съемки которых еще год-два назад тянуло бы на сегмент low-budget-рынка. К сожалению, подобные тенденции потихоньку проявляются и на рынке цифровых фотокамер, hi-fi- и hi-end-аппаратуры, и их замалчивание лишь придает производителям уверенность в том, что для потребителя «жажда — ничто, имидж — всё».  

Попытаемся представить, как будут выглядеть фрагменты из документации к цифровой видеокамере 2005 года с учетом нынешних тенденций. Это, конечно, шутка, но я уже сейчас боюсь прочитать нечто подобное в толстом томике User's Manual.
«Поздравляем вас с покупкой новейшей видеокамеры модели SuperPuper FX2005. В этой модели собраны все достижения современной конструкторской мысли от лучших специалистов нашей компании, мирового лидера в производстве видеокамер. Специально разработанная для этой модели прецизионная шестимегапиксельная матрица размером в 1/16 дюйма обеспечивает беспрецедентно высокое качество изображения. С помощью нашей технологии CrystalClearShooting, даже если на небе появятся легкие облака в солнечный день, вы все равно сможете снять понравившиеся вам объекты. Разработанный специально для этой серии камер цифровой процессор, аппаратно реализующий алгоритмы фильтрации Blur (Размытие) и Sharp (Четкость), позволит Вам сделать потрясающую съемку даже в условиях, отличных от рекомендуемых. После обработки изображения нашим цифровым процессором при просмотре своего фильма вы легко распознаете те объекты, которые вы снимали, даже на телевизоре с маленьким (21") экраном, причем вы сможете узнать не только своих детей, например, но и детей своих знакомых. Уникальный, специально созданный всемирно известной фирмой объектив диаметром 18 мм, обеспечивает кристально чистое изображение, свободное от шумов и артефактов. Шестимегапиксельная матрица также позволяет делать фотоснимки невиданного до сих пор для видеокамер качества*.

Как использовать видеокамеру

Наилучшие результаты съемки нашей видеокамерой Вы получите в летнее время в период с 9:00 до 18:00 и в зимнее время с 10:00 до 15:00. Конечно, обязательна солнечная погода и полное отсутствие облаков**. Если по каким-то причинам вы намерены снимать в помещении, то для получения приемлемого качества съемки требуется применять освещение из расчета 100 Вт (для ламп накаливания) на 1 м2 помещения, в котором будет происходить съемка.

* (назад)При соблюдении условий, изложенных в разделе «Как использовать видеокамеру».
** (назад) Качество съемки в иных условиях может быть хуже, и это не является дефектом данной видеокамеры, поскольку обуславливается особенностями погоды на вашей планете.

Miron

#6
Современные цифровые видеокамеры

Автор: Сергей Блохнин
Опубликовано в журнале "Спецвыпуск Компьютерры" №4 от 14 августа 2003 года

Снова неумолимо наступает лето, а с ним, как обычно, и сезон отпусков. Природа и вместе с ней трудовое законодательство просто требуют расстаться с душным и пыльным городом и уехать куда-нибудь в глушь, в Италию, как сказано у известного всем классика. И очень часто хочется запечатлеть жизнь даже в этой глуши, вдалеке от городской суеты и шума.

Для этого уже давным-давно существуют фотоаппараты, и относительно недавно, каких-нибудь двадцать лет тому назад, появи лись видеокамеры. Конечно, большинство из нас пользуется фотокамерами, у которых есть несколько несомненных преимуществ. Во-первых, поскольку процесс съемки как на цифровых фотокамерах, так и на пленочных автоматизирован донельзя, фактически надо только повернуть фотоаппарат в правильном направлении и нажать кнопку. Во-вторых, благодаря многочисленным пунктам проявки и печати, как у нас, так и за пределами нас, результат можно получить и, что немаловажно, отдать (подарить) довольно быстро. В-третьих, для демонстрации своих творений не нужно никакого специального оборудования.

Но у всяких достоинств есть продолжения в виде недостатков, и они несколько огорчают отпускников. Самый главный из минусов статичной съемки — отсутствие динамики и некоторая вынужденная банальность сюжетов. «Это мы на Староместской площади, а это площадь уже без нас» и так далее в том же духе. Причины понятны: мы в своей массе не являемся фотохудожниками, и в сюжете снимка постфактум уже ничего изменить нельзя. Пользуясь компьютером, можно лишь подретушировать картинку, придать ей более «профессиональный» вид, но не более того.

Поэтому многие из фотолюбителей поневоле начинают задумываться о том, чтобы придать своим воспоминаниям об отпуске больший динамизм и подлинное правдоподобие, и логично переходят к планам по приобретению видеокамеры, причем цифровой. Наиболее культурные граждане, активно читающие толстые глянцевые «технические» журналы, которые в изобилии появились в киосках в последние годы, вполне серьезно хотят совместить видеокамеру с фотоаппаратом, о чем в каждом из этих журналов также вполне серьезно написано. К сожалению, вынужден со всей ответственностью заявить, что это практически невозможно. Любая пленочная тридцатидолларовая мыльница легко и непринужденно побьет по качеству снимков видеокамеру стоимостью в 50 раз больше. Поэтому о съемках фото на видеокамере для последующей печати надо забыть. Для выкладки на сайт снимки с видеокамеры еще подойдут, но для печати — практически нет, несмотря на миллионы пикcелей, щедро раздаваемые производителями видеокамер.

Итак, решение принято — видеокамеру надо покупать. Мы постараемся по мере своих возможностей помочь вам в этом выборе и попытаемся рассказать о том, как и по каким критериям разумнее всего выбрать цифровую видеокамеру. Сама по себе цифровая камера отличается от своего аналогового предка, строго говоря, только способом записи на ленту и возможностью легко сбросить отснятое видео на компьютер. Так что в цифровой видеокамере все та же магнитная лента, на которую просто записываются данные в цифровой, а не аналоговой форме. Оптическая часть цифровой видеокамеры, ПЗС для приема изображения, управление съемкой и т.п. в цифровой видеокамере совпадают с обычной аналоговой. Именно поэтому те критерии, которые во многих случаях подходят для выбора цифрового фотоаппарата, не подходят для выбора цифровой видеокамеры. Например, при выборе цифрового фотоаппарата одним из основных критериев является количество пикселей в матрице фотокамеры (чем больше, тем лучше и дороже), а при выборе цифровой видеокамеры этот критерий просто неприменим в принципе, как бы нас не пытались разубедить в этом производители видеокамер. Различия в подходе к выбору в основном связаны с тем, что разрешение видеокамеры жестко ограничено стандартом телевидения (для PAL — 720x576), а цифровая фотокамера никаких ограничений по разрешению не имеет.

Мы сделаем попытку рассказать вам о реально значимых параметрах при выборе видеокамеры. Фирмы-производители видеокамер, в которых последний год явно командуют парадом маркетологи, а не технические специалисты, в своих рекламных данных о цифровых видеокамерах обычно выделяют один-два наиболее значимых (на взгляд маркетологов) достоинства рекламируемой камеры и именно их продвигают. К сожалению, в большинстве случаев, таким образом рекламируются абсолютно не нужные пользователю вещи, за которые он, тем не менее, должен заплатить вполне нужными себе деньгами. Например, наверняка все помнят рекламную кампанию известной фирмы Sony, которая в качестве основного достоинства своих видеокамер преподносила возможность работы в течение 10 часов от одного аккумулятора. За бортом рекламы осталась информация о том, что за такой аккумулятор надо было заплатить дополнительно более $100, что этот аккумулятор просто огромен и в случае с некоторыми моделями видеокамер из-за этого было трудно снимать, поскольку аккумулятор упирался в щеку, что этот аккумулятор заметно утяжелял камеру и т.д. Кроме того, известно, что девяносто пяти процентам владельцев видеокамер никогда в жизни не потребуется снимать больше двух, максимум трех часов непрерывно в условиях отсутствия электричества. Автору этих строк, например, вполне хватает аккумуляторов на 3 часа для съемок недельного похода по горам. Еще один, совсем свежий пример: в рекламе новых видеокамер Canon главный мотив — возможность прямой печати фотографий с видеокамеры на цветные струйные принтеры (угадайте с трех раз, какой фирмы должны быть принтеры), причем такая возможность есть только у некоторых моделей принтеров. Это преимущество видеокамер может потребоваться только десяткам людей из тысячи и только один или два из них решится купить (или заменить имеющийся) струйный принтер для печати снимков с видеокамеры, не говоря уже о том, что без дополнительной компьютерной обработки снимки с видеокамер печатать просто не стоит. Тем не менее, в рекламных проспектах именно на эту особенность видеокамер сделан основной упор. Поэтому не стоит доверять броским рекламным материалам производителей видеокамер. В них, в качестве достоинств, преподносится что угодно, но только не то, ради чего видеокамеру покупают — качество съемки и удобство ее использования.
Расскажем сначала о форматах цифровых видеокамер. Для любительских камер сейчас существуют четыре формата цифровых видеокамер — Digital 8, miniDV, microMV и DVD. Первые два различаются, по сути, только форм-фактором кассеты и вытекающими отсюда весогабаритными характеристиками. Формат Digital 8 предлагается только фирмой Sony, так как попытки фирмы Hitachi тоже выпускать камеры этого формата коммерческого успеха не имели, и выпуск их был прекращен. Поскольку в них используются большие кассеты, то сами камеры велики по размерам и весят около килограмма. Камеры Digital 8 появились впервые в 1999 году, и в то время их основное преимущество заключалось в невысокой, по сравнению с камерами miniDV, стоимости, как самих камер, так и кассет для них. Сейчас это преимущество уже утрачено и недорогие miniDV-камеры от той же Sony начали конкурировать по цене с камерами Digital 8. Среди камер этого формата нет дорогих камер с хорошими характеристиками, их вес не располагает к их использованию вашими женами и подругами, поэтому мы не рекомендуем приобретать их. Совершенно очевидно, что рано или поздно это направление будет закрыто самой же Sony в силу его тупиковости. К тому же, если на рынке США самая дешевая камера формата Digital 8 стоит менее $400, и с такой ценой она действительно вне конкуренции по стоимости, то в России самая недорогая камера этого же формата стоит на $70-$80 дороже, и вполне сравнима по цене с недорогими miniDV-камерами. Камеры формата MicroMV опять же предлагаются только фирмой Sony и являются полной противоположностью камерам Digital 8. Они очень малы, можно даже сказать, миниатюрны, но сверхминиатюрность для видеокамеры является очевидным преимуществом только для любителей экстремальных путешествий и прыгающих или летающих спортсменов. Снимать в обычных условиях такими камерами неудобно, поскольку рука практически не чувствует веса камеры и постоянно «гуляет» во всех направлениях. Управлять microMV-камерой тоже не очень удобно — пальцы руки человека слишком велики для них. Кроме этого, самый существенный недостаток microMV-камер заключается в нестандартном формате записи видео на ленту — MPEG-2 Transport Stream. Записанное на такой видеокамере видео понимает только специальная программа от Sony и всего несколько видеоредакторов. Несмотря на то, что поддержка microMV-формата будет добавляться и в другие видеоредакторы, проблемы и трудности с редактированием видео от microMV-камер останутся из-за специфики собственно MPEG формата. Кассеты для камер microMV стоят в два раза дороже других кассет для цифровых камер, да и найти в продаже их очень непросто.

DVD-камеры стали продвигаться сначала фирмой Hitachi, затем о выпуске аналогичных камер объявила Sony, потом появились анонсы их выпуска и других фирм. Смысл идеи DVD-камер в том, что снимаемое изображение записывается на mini DVD-диск диаметром 8 сантиметров в формате MPEG-2. У камер DVD-формата, увы, несколько существенных недостатков. Во-первых, запись в формате MPEG-2 не дает возможности комфортно и без потерь редактировать видео на компьютере. Во-вторых, с более-менее приемлемым качеством съемки можно на один диск записать только полчаса видео при стоимости диска более $10. Фактически камеры DVD-формата возвращают нас к аналоговым видеокамерам, поскольку самое главное рекламируемое преимущество DVD-камер заключается в легкости просмотра — снял, вынул диск, поставил диск в DVD-плеер и сразу можно смотреть видео. Вспомните позабытую рекламу старых аналоговых видеокамер — снял, вынул кассету, установил ее в видеомагнитофон и сразу можно смотреть. Похоже, не правда ли? Просто видеомагнитофон заменен DVD-плеером и более ничего. Несомненно, качество воспроизведения на DVD-плеере намного выше VHS-видеомагнитофона, но дальше что? А дальше для редактирования видео на компьютере придется прибегать к ухищрениям, сравнимым с теми, которые требуются от нас для работы с аналоговыми видеокамерами. Поэтому приобретение DVD-видеокамеры разумно только в том случае, если у вас нет желания редактировать видео после съемки, есть DVD-плеер или вы планируете его купить вместе с камерой.

Формат miniDV сейчас стал самым распространенным для любительских цифровых видеокамер. Абсолютно все производители выпускают камеры в этом формате. Никаких проблем со сбросом на компьютер и последующим редактированием видео у камер этого формата нет. Ценовой диапазон для miniDV-камер от $500 до $3400, поэтому среди них можно выбрать подходящую камеру в пределах практически любого, выделенного на эти цели, бюджета. Кассеты к ним продаются повсюду, но если вы собираетесь поехать в отпуск с miniDV-камерой за пределы нашей страны, купите их здесь с запасом. За рубежом miniDV-кассеты (как, впрочем, и другие) стоят в два-три раза дороже. Именно по причине массовости, оптимальности габаритов и веса камер miniDV мы остановимся на критериях выбора для этого формата цифровых видеокамер.

У видеокамер есть своя существенная специфика по сравнению с более привычным для нас компьютерным оборудованием — их качество невозможно описать только цифровыми (количественными) критериями. Без субъективной оценки выбор видеокамеры практически невозможен.

Начнем наше изучение параметров цифровых видеокамер с одного из самых почитаемых:

Оптическое увеличение. Коэффициент оптического увеличения (optical zoom) изображения объективом видеокамеры является одним из основных параметров видеокамеры. Он характеризует способность камеры «приближать» удаленные объекты. Оптическое увеличение на порядок более важный параметр по сравнению с цифровым увеличением — объектив с высоким качеством «увеличивает» изображение, и только после этого оно записывается камерой. При цифровом увеличении камера увеличивает изображение просто как лупа и качество, конечно, оставляет, мягко говоря, желать лучшего.

Miron

Обычно размер оптического увеличения колеблется в диапазоне от 10 до 25. Самые дешевые камеры имеют увеличение в пределах 20–25. Связано это с тем, что при большом увеличении трудно сохранить высокое качество изображения, поэтому дорогие видеокамеры с хорошей оптикой имеют оптическое увеличение в пределах 10–12, и только камеры стоимостью от $2000 и выше могут похвастаться и большим значением optical zoom и хорошей оптикой.

При выборе камеры ни в коем случае не следует гнаться за большим значением оптического увеличения — 10 или 12 вполне достаточно для любой съемки. Если же вы планируете провести отпуск в морском круизе, в горах или в других подобных условиях, в которых может потребоваться съемка значительно удаленных объектов, то правильнее будет приобрести к своей камере телеконвертор (который можно использовать по мере необходимости) для увеличения optical zoom своей камеры на время отпуска. Кроме этого, следует купить хотя бы самый легкий и небольшой штатив для съемки, поскольку сделать качественную съемку на большом оптическом увеличении с рук практически невозможно. Никакой стабилизатор здесь, увы, не поможет. Руки человека имеют нехорошее свойство дрожать, и идеально плавно водить камерой на весу может, к сожалению, далеко не каждый любитель, а точнее — никто не может.

Цифровое увеличение. Цифровое увеличение (digital zoom) измеряется уже зачастую трехзначными цифрами, но практической пользы от цифрового увеличения нет. Крайне невысокое качество изображения при цифровом увеличении делает его применение для практических целей неприемлемым. Рекламные ролики, демонстрирующие достоинства цифрового увеличения, мягко говоря, выдают желаемое за действительное, если говорить еще точнее — просто врут. На самом деле цифровое увеличение следует отключить немедленно по приобретении камеры, так как камера во время съемки сама переходит в режим цифрового увеличения по исчерпании возможностей оптики объектива и результат съемки после этого уже не исправить. Если же потом все-таки захочется «рассмотреть под лупой» отснятое изображение, то это легко можно сделать в любом редакторе видео или программе редактирования изображений.

Исходя из всего сказанного выше, на значение цифрового увеличения просто не стоит обращать внимание — этот параметр не должен участвовать в оценке видеокамеры.

Тип стабилизатора. Само по себе наличие стабилизатора необходимо, да и нет сейчас цифровых видеокамер без стабилизации изображения. Без стабилизатора тремор рук неизбежно отразится на результатах съемки — изображение будет дрожать, причем мелко и противно. Только съемка со штатива позволяет не использовать стабилизатор в принципе, но кто из нас поедет в отпуск со штативом? Тип стабилизатора не имеет решающего значения, и разница в действии стабилизаторов различного типа далеко не очевидна, тем не менее желательно знать, чем отличаются они друг от друга. В видеокамерах применяются два типа стабилизаторов — оптический и электронный. Рассмотрим очень кратко принципы их работы.

Электронный стабилизатор работает по очень простой схеме — за счет избыточного размера ПЗС-матрицы изображение при тряске все равно остается в пределах матрицы и фиксируется в необходимый момент. Принцип действия электронного стабилизатора хорошо виден из рисунка:

Достоинства электронного стабилизатора — невысокая стоимость и легкость изготовления. Недостатки — «залипание» изображения, избыточность матрицы, а также артефакты изображения, заметные и мешающие при монтаже фильма на компьютере. Одним из самых существенных недостатков электронного стабилизатора является избыточность матрицы, что приводит к уменьшению площади каждого пикселя матрицы и падении из-за этого чувствительности камеры.

Принцип действия оптического стабилизатора совершенно иной — с помощью подвижных элементов оптической системы камеры изображение удерживается строго на ПЗС-матрице. Рисунок ниже наглядно показывает принцип работы оптического стабилизатора:

Достоинства оптического стабилизатора — высокое качество стабилизации за счет большего количества отсчетов для анализа перемещения камеры, меньшее количество пикселей в матрице, нет «залипания» изображения, большие возможные значения экспозиции. Очень важным преимуществом оптического стабилизатора является более высокая чувствительность видеокамеры, оснащенной таким стабилизатором, по сравнению с камерой с электронным стабилизатором и, вследствие этого, лучшее качество съемки при плохом освещении. Недостатки — высокая стоимость и большее энергопотребление. В последнее время одно из преимуществ оптического стабилизатора, а именно — повышенная чувствительность видеокамер с ним, умелыми руками маркетологов сведено на нет. Маркетологи требуют от технических специалистов дать больше пикселей в ПЗС, и они дают, тем самым ликвидируя один из несомненных плюсов оптического стабилизатора — использование небольшого количества больших по площади пикселей в матрице.
Количество ПЗС. Пожалуй, это тот параметр, при одном взгляде на который еще год-два тому назад сразу становился понятным класс видеокамеры. Сейчас сам по себе факт наличия трех ПЗС в любительской видеокамере почти ни о чем не говорит. Расскажем о том, как этот параметр рассматривался раньше, в ту эпоху, когда мнения технических специалистов что-то значили в фирмах-производителях.

Дело в том, что в обычных камерах для получения цветного изображения используется ПЗС со светофильтрами на каждом элементе матрицы и цветное изображение получается методами эмпирическими (сама же ПЗС-матрица, конечно, всегда черно-белая), то есть анализом групп пикселей и выведением цветов на основании такого анализа. Вследствие этого и реальное цветовое разрешение у 1-ПЗС-камер будет несколько хуже, чем у 3-ПЗС-видеокамер. Правда, следует учесть, что некоторые компании, например Canon, применяют специальные RGB-фильтры, эмулирующие три ПЗС на одном ПЗС, что приводит к уменьшению различий в цветопередаче у камер с RGB-фильтром и 3-ПЗС-камерами.

У 3-ПЗС-камер с помощью специальной призмы изображение разделяется на три основных цвета и каждый цвет передается на свою ПЗС-матрицу. Понятно, что в камерах с тремя ПЗС в большинстве случаев используется оптический стабилизатор и исключение, лишь подтверждающее правило — камера Panasonic DX100 (снята в настоящее время с производства).

Для большинства случаев любительского использования, подразумевающего просмотр результатов съемки на обычном, и далеко не самом лучшем, телевизоре, камера с одним ПЗС практически неотличима по цветопередаче от камер с тремя ПЗС. Но при использовании камер для полупрофессиональных целей и/или просмотре результата на хороших телевизорах/мониторах с S-Video-входом разница заметна, и также заметна она при просмотре и/или печати снимков, сделанных на камерах с одним ПЗС и тремя ПЗС. К сожалению, практически все сказанное выше относится к камерам старым или к камерам, стоимость которых выше $2000. Для экономии на производстве видеокамер и снижения их себестоимости, производители стали уменьшать размер матриц с одновременным увеличением количества пикселей на них. Результат не заставил себя ждать — некоторые новые 3-ПЗС-камеры стали стоить около $1000, что плюс, конечно, но и снимать они стали явно не на прежние деньги. Для примера — 1-ПЗС-видеокамера Panasonic MX8, снятая уже с производства, снимает лучше, чем новая 3-ПЗС-камера той же фирмы MX500. При этом MX8 стоила год назад существенно меньше, чем MX500 сегодня.

Количество пикселей у ПЗС (CCD). Споры по оценке важности этого параметра среди любителей вечны. У профессионалов этот вопрос не вызывает никаких дискуссий, поскольку в профессиональных камерах количество пикселей уже многие годы не меняется и меняться для существующих систем телевидения не будет, поскольку профессионалам довольно трудно, точнее невозможно, доказать необходимость увеличения количества пикселей, на то они и профессионалы. Реальность же такова:

Количество пикселей, необходимых именно для фиксации видеоизображения, зависит только от системы телевидения и составляет для PAL-415 000, для NTSC-350 000.

Если в параметрах видеокамеры указывается приблизительно 800 000 и большее число пикселей, то это вполне определенно указывает лишь на то, что тип стабилизатора изображения в камере может быть электронным или количество пикселей увеличено ради возможности снимать фото с большим разрешением, но НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ такое большое количество пикселей в ПЗС к качеству видеосъемки не имеет.

Если количество пикселей более 1 000 000, то это означает, что камера позволяет делать фотоснимки (только фотоснимки!) с разрешением, определяемым именно количеством пикселей в ПЗС, а не системой телевидения и сохранять такие снимки на сменную карту памяти (Memory Stick, SD, MultiMediaCard и т.п.)

Если в спецификации на видеокамеру указывается количество пикселей, равное необходимому для фиксации изображения количеству (см. выше), то это совершенно определенно говорит о том, что камера имеет оптический стабилизатор.

Выводы достаточно просты — если съемка как можно более качественных (для видеокамеры) фотоснимков не входит в список основных задач, следует обращать внимание только на тип стабилизатора и не обращать внимания на количество элементов ПЗС. Причем надо понимать, что качество фотоснимков у цифровой видеокамеры с максимально возможным количеством пикселей в ПЗС (на сегодняшний день это 2 миллиона) будет хуже, чем у близкой по параметрам цифровой фотокамеры, не говоря уже о пленочном фотоаппарате. К сожалению, в погоне за ростом рынка сбыта производители видеокамер постоянно увеличивают количество пикселей у ПЗС, но при этом оставляют размер матрицы прежней или даже уменьшают ее размеры, так как увеличение размера матрицы резко увеличивает стоимость камеры. Расчет делается на несведущего покупателя, который действительно в большинстве случаев считает, что чем больше пикселей, тем лучше. Результат, однако, зачастую бывает прямо противоположным. Поскольку площадь матрицы остается прежней, площадь отдельного пикселя уменьшается, уменьшается падающий на него световой поток и также уменьшается чувствительность камеры. Производители, конечно, кокетливо намекают на прогресс в технологиях, улучшающих чувствительность матрицы и уменьшающих ее уровень собственных шумов, но улучшения технологии одинаково влияют на матрицы всех размеров. Почему-то те же самые производители не уменьшают матрицы в профессиональных камерах, несмотря на совершенствование технологий.

Miron

Чувствительность. Минимальная чувствительность обычно всегда указывается в числе прочих характеристик видеокамеры и обычно бывает в диапазоне от 0 (полная темнота) до 15 люкс. Существует широко распространенное заблуждение в том, что чем меньше указанное в паспорте значение, тем лучше видеокамера будет снимать в условиях пониженной освещенности. Мнение формально правильное, но по сути неверное совершенно. Указанное производителем значение минимальной освещенности нужно просто игнорировать по той простой причине, что рядом с этой цифрой всегда «забывают» написать, при каком уровне яркостных и/или цветовых шумов получилось такое значение.

Размер матрицы. Чувствительность и размер матрицы непосредственно связаны между собой. Чем больше размер матрицы, тем больше площадь пикселя и тем выше чувствительность. Размер матрицы измеряется в долях дюйма, и чем меньше число в числителе дроби, обозначающей размер матрицы, тем размер больше. Типичные размеры матриц у любительских камер прошлого года — 1/4, нынешнего — 1/6. В последнее время производители, понимая, что их будущий покупатель обращает внимание в основном на количество пикселей, не обращая внимания на уменьшение размера матрицы, стали сплошь и рядом уменьшать матрицы. Эта тенденция стала фактически доминирующей на рынке. Понятно, что производитель при установке маленькой матрицы существенно экономит на одном из самых дорогостоящих компонентов камеры. Потребитель, то есть мы с вами, взамен получает очень неважную чувствительность при съемках с плохой освещенностью. А ведь в категорию таких съемок попадают практически все домашние съемки при электрическом освещении, съемки в сумерках, у костра на пикнике и т.п. Для экономии на матрице производители прибегают к электронным (и поэтому недорогим) способам обработки изображения — для того, чтобы пользователю не бросалось в глаза плохое качество съемки. Вот типичный пример такого подхода. Сверху приведен снимок старой цифровой видеокамерой Sony DCR-410E, снизу совсем новой — Panasonic DS60EN. Отчетливо видно, что снимок сверху четче, несмотря на большое количество пятен цветового шума:

Panasonic просто применил шумоподавление, но поскольку сама по себе камера справа снимает не лучше камеры слева, то пришлось пожертвовать четкостью картинки. Результат очевиден — и то и то плохо, только по-разному. Такое шумоподавление очень похоже на результат работы обыкновенного фильтра Blur (Размытие).

Карты памяти. Возможность записи фотоснимков на специальные карты памяти сейчас стала очень модной, и в рекламных компаниях всех фирм-производителей видеокамер такая возможность ставится чуть ли не на первое место среди всех достоинств видеокамеры. Так ли это на самом деле? Правильный ответ на этот вопрос звучит так: если камеру предполагается использовать в связке с компьютером для монтажа видеофильмов, то только у видеокамер с ПЗС на 1 000 000 пикселей или более применение подобной карты памяти имеет хоть какой-то смысл. Все видеокамеры с мегапиксельными ПЗС оснащены такими картами, иначе столь большое количество пикселей просто невозможно использовать.

Во всех остальных случаях приобретение при прочих равных условиях камеры с поддержкой записи на такую карту памяти будет пустой тратой денег, так как на карту будут записываться фотографии с худшим, чем на ленте, разрешением (как правило, это 640х480) и, соответственно, худшим качеством изображения. Поэтому, например, нет смысла приобретать из камер одной серии более дорогую модель, поскольку вы заплатите лишние деньги за гипотетическую возможность пользоваться картой памяти. Единственный теоретический плюс в наличии карты — возможность послать кому-нибудь снимок с этой карты, если вы находитесь далеко от своего компьютера. Но для этого вам надо найти место, где бы вам разрешили подключить камеру или кард-ридер к компьютеру. Далеко не во всех интернет-кафе, например, вам позволят это сделать.

Встроенные эффекты. Еще один из параметров видеокамеры, на который не стоит обращать внимание. Мало того, настоятельно рекомендую забыть о существовании в видеокамере возможности наложения эффектов и никогда их не применять. Применение эффектов во время съемки отвлекает оператора и, самое главное, оно необратимо. Если при редактировании на компьютере вы можете посмотреть результат применения эффекта и изменить его или отменить совсем, то после эффектов от видеокамеры ничего уже изменить нельзя. Можно только удалить фрагмент вашей съемки.
Габариты и вес. Габариты и вес камеры в некоторых случаях очень важны — если камера рассчитана на съемки в походах, горах и т.п. местах. Камеры с весом более 1 килограмма неудобны для использования в подобных условиях, да и для обычной эксплуатации они тяжеловаты, особенно, если съемки будет делать женщина. Вес прямо пропорционален размеру, а с большой камерой неудобно ходить даже по экскурсиям, не говоря о горах и горных лыжах.

Существует другая крайность — камеры сверхмалых габаритов и веса (до 450 грамм). Эти камеры очень удобны в переноске, их можно носить просто в обычных карманах или дамской сумочке, но за все надо платить — ряд подобных камер чрезвычайно неудобны в использовании. Например, на одной сверхмалой камере очень известной фирмы управление увеличением/приближением выполняется безымянным пальцем, а это приводит к таким огрехам при съемке, что смотреть результат потом приходится без всякого удовольствия. Кроме этого, сверхлегкие камеры слишком сильно «дрожат» в руке оператора, и зачастую никакой стабилизатор в этой ситуации не помогает. Из-за малых размеров звуки от работы механики камеры, трения рук о ее корпус и т.п. легко записываются микрофоном камеры.

Поэтому наиболее оптимальным весом для видеокамеры можно считать 600–800 грамм. Габариты подобных камер также соответствуют их весу и камеры с такими размерами достаточно удобны в эксплуатации.

Субъективные параметры

Качество съемки. Самый важный параметр для любой видеокамеры, но, к сожалению, совершенно субъективный. Очень трудно определить качество съемки «на глаз». Хороший критерий качества — съемка и внимательное изучение результатов съемки прямо в магазине, где освещение обычно оставляет желать лучшего. Как правило, если видеокамера хорошо снимает при плохой освещенности, то она будет хорошо снимать и при нормальной освещенности. Единственное «но» — всегда следует сравнивать ту камеру, которую предполагается купить, с камерой, которая заведомо хорошо снимает в подобной обстановке. Иначе на неопытный взгляд начинающего любая камера покажется хорошей. Конференции в сети забиты сообщениями «я купил камеру ххх, это великолепная камера, снимает отлично, очень удобна и т.д. и т.п.». Случаи объективного отношения владельца к новой покупке крайне редки, поэтому на мнения владельцев стоит обращать внимание только в случае умения читать «между строк».
Удобство работы. Удобство работы является вторым по важности определяющим фактором после качества съемки, на который, к сожалению, обращают внимание только после начала эксплуатации видеокамеры. Какие факторы могут осложнить управление камерой и сделать фактически невозможными некоторые виды съемок? Это, например:

 Управление ручными режимами — фокусировкой, экспозицией, балансом белого и т.п. только через меню.
 Кнопка входа в меню находится под ЖКИ-дисплеем с левой стороны камеры.
 Вместо кнопок используется сенсорный экран. Сенсорный экран особенно популярен сейчас у видеокамер от фирмы Sony. Многие из последних моделей видеокамер этой фирмы оснащены именно сенсорными экранами. Такой экран вещь удобная, конечно, но есть одно но — если светит солнце, разглядеть кнопки на таком экране просто невозможно. Забавно, но в сети уже появились способы обхода этого недостатка — надо перевернуть дисплей на 180 градусов, прижать его к камере и, нажимая левой рукой на кнопки экрана, смотреть результат манипуляций в видоискателе камеры. Хороший способ, он отлично развивает координацию движений оператора, тренирует пальцы левой руки, а если серьезно, этот пример показывает, как весьма своеобразно производитель «заботится» об удобстве пользования своим устройством.

Поэтому совершенно очевидно, что выбирая камеру, надо просто проделать операции быстрого перехода с автоматического на ручные режимы (в первую очередь это экспозиция и фокусировка) и посмотреть, насколько быстро это можно сделать при любых внешних помехах, таких, как яркий свет, например. Камера с прямым удобным доступом к ручным режимам позволяет установить экспозицию и/или фокус очень быстро, и хорошие кадры потеряны не будут. На удобство управления можно особо не обращать внимания только в том случае, если в ваши планы не входит использование каких-либо ручных режимов, и вы не планируете их осваивать — как снимет на автомате, так пусть и будет.

Также надо обязательно оценить удобство управления трансфокатором (приближением/удалением). Он должен легко управляться указательным пальцем руки без дерганий и задержек.

Miron

Сопряжение с компьютером. По этому параметру сейчас все цифровые камеры приблизительно равноценны. Необходимо только проследить наличие входа по IEEE-1394 (DVin). Этот вход должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО, иначе монтаж и вывод результатов монтажа с высоким качеством будет крайне затруднен или даже невозможен. Отдельные «умельцы» умудряются продавать в России камеры, предназначенные для поставки в страны ЕЭС с заблокированным DV-входом. Поэтому даю бесплатный, но бесценный совет — никогда не покупайте камеры в Европе, если вы на 200% не убеждены, что в покупаемой вами камере есть DV-вход (выход есть всегда). Риск купить заблокированную камеру в Европе очень велик, а за разблокировку камеры в России с вас возьмут денег, не менее $50, что сразу же омрачит радость от «дешевой» европейской покупки. Кроме этого, недавно Европейское сообщество изменило требования к качеству блокировки цифровых входов, ужесточив их в сторону обязательной аппаратной блокировки DV-входа. Если раньше наш российский умелец снимал блокировку фактически программно, то теперь такой способ может не пройти. Снятие аппаратной блокировки доступно не всем специалистам, да и стоимость снятия аппаратной блокировки намного больше. Про гарантию лучше вообще умолчать, дабы не расстраиваться еще больше. Покупать же камеру в зоне NTSC вещания тоже не имеет смысла, поскольку будут очевидные проблемы с записью NTSC на бытовой VHS-видеомагнитофон, например. К тому же разрешение у NTSC-камер ниже, чем у PAL-камер.

Все это хорошо, скажет любознательный читатель, а что же купить конкретно? Позволю себе дать несколько наиболее оптимальных на сегодняшний день по соотношению цена/качество вариантов приобретения цифровой камеры в зависимости от вашего бюджета. Готовясь к покупке, всегда прибавляйте $60–$100 к стоимости видеокамеры, поскольку обязательно потребуется приобрести второй и более емкий аккумулятор, приличную сумку и защищающий от внешних воздействий объектив ультрафиолетовый фильтр. По сравнению с прошлым годом, ситуация с выбором видеокамеры упростилась для тех, кто ищет недорогую (до $700–$900) видеокамеру, и превратилась практически в тупиковую для тех, кто не стеснен в средствах, но ищет портативную, относительно легкую видеокамеру с высоким качеством съемки.

Для первой категории сейчас выбор прост потому, что маркетинговая политика ведущих фирм-производителей очень похожа одна на другую, поэтому и камеры получаются очень похожими одна на другую по своим параметрам. Можно смело утверждать, что среди видеокамер нижнего и среднего ценового диапазона очевидных лидеров по качеству съемки нет и не предвидится. Происходит практически синхронное уменьшение матриц, диаметров объективов, размеров самих камер и т.д. Мы не рекомендуем приобретать камеры дороже $800, поскольку вы заплатите лишние деньги только за дополнительные «бантики», которые с вероятностью 99,99% вы никогда использовать не будете. Из конкретных моделей можно назвать Panasonic DS60 или Panasonic GS30, JVC GR-DVL320 (спешите, это прошлогодняя камера, новые JVC тоже с уменьшенными матрицами), Sony TRV16, TRV22. По качеству съемки эти камеры приблизительно одинаковы, разница только в нюансах, на которые вряд ли обратят внимание ваши зрители. Поэтому при выборе исходите из удобства использования, из соображений «камера легла в руку» и прочих ваших личных субъективных пристрастий.

Для второй категории, то есть для людей в финансах не стесненных, ответ звучит так — сейчас ни за какие деньги вы не купите легкую (до 800 грамм) и портативную видеокамеру с высоким качеством съемки. Еще год-два тому назад вы могли выбирать между камерами Sony TRV900, Panasonic MX300/350 или Panasonic MX8. Сегодня, благодаря неустанной «заботе» фирм-производителей о нас, грешных, такого выбора нет. Хорошие по качеству съемки miniDV-камеры сегодня — это, например, Canon XM-2 ($2200) и Sony VX2000 ($2700). Но камеры эти большие и тяжелые, брать их с собой в горы, например, где каждый грамм веса на учете, как-то не хочется. К тому же эти камеры обладают заметным энергопотреблением и требуют тяжелых дополнительных аккумуляторов. Поручить же съемку подобной камерой своей жене или подруге это просто жестоко, не говоря уже о возможных выяснениях отношений. Единственная портативная камера в этой ценовой категории, которая еще более-менее прилично снимает — это Sony TRV940, хотя и она уступает своей предшественнице TRV900, да и весит почти килограмм. Но вряд ли Sony нарушит сегодняшние традиции — наверняка выйдет новая камера на смену TRV940, которая будет снимать еще хуже. Искренне надеюсь, что это предсказание не сбудется, но шансов мало. Из новинок этого года стоит отметить только видеокамеру Sony DCR-TRV60 из-за возможности съемки видео с 16:9 без потери разрешения. Все современные камеры умеют снимать в этом режиме, но все делают это за счет уменьшения полезной площади матрицы, используемой для такой съемки. TRV60 имеет матрицу в 1/3,6 и позволяет снимать без потерь в режиме 16:9. Если вы имеете соответствующий телевизор и большое желание снимать в 16:9, то TRV60 альтернативы нет.

Хотелось бы также посоветовать не зацикливаться на выборе единственно правильной видеокамеры. Есть очень верное утверждение, можно считать его аксиомой — интересный фильм, снятый любой цифровой видеокамерой, будут смотреть вне зависимости от нюансов качества съемки; фильм скучный смотреть не будут, даже если он снят великолепной дорогой видеокамерой.

В заключение несколько полезных советов по съемке в долгожданном отпуске. Самый первый и самый важный — никогда не экономьте кассеты. Снимайте больше, снимайте все подряд, снимайте не задумываясь. Помните о том, что вы в отпуске, и, снимая, развлекаетесь; помните, что вы не оператор, который изредка отдыхает от съемок. Постоянные мысли о том, заслуживает ли объект быть снятым, очень часто отравляют все впечатления от того, что вы видите перед собой. Считайте, что любой мало-мальски интересный объект надо снять. Потом, вернувшись домой и сбросив отснятое видео на жесткий диск вашего компьютера, вы легко удалите все то, что не стоит показывать в вашем будущем фильме. Но, согласитесь, если вариантов для выбора больше, то больше и возможностей создать интересный фильм о своем отпуске.

vnukov

не плохо )
правда есть более компетентный журналец "625"
советую туда хотить региться и получать на халяву по почне красивый цветной - кайфово в место плей боя в ванне читать
www.625-net.ru  

vnukov

а за одно если уж на сайт зайдете - то и подпишитесь на второй журнал - "ТТК"
Техника и технолигии кино я его уже в место пентхауса, тоже в ванне - тоже фри и тоже глянцевый, главное указатьм есто работы каую нить мнимую студию или тв канал.  

vnukov

правда о камкодерах для хом видео там врятли пишут - всетаки это наверное компьютеру надо читать  

Miron

Подписался :) Только придет ли? :)

vnukov

мне уже 3 ий год приходит
есть обозвал себя великим и могучим - например лукас-самарский то точно придет!