ЧИП-ТЮНИНГ [Взгляд изнутри и глазами потребителя.]

Автор Attila, 11 декабря 2007, 21:55:17

0 Пользователи и 1 Гость просматривают эту тему.

Attila

Нашел статейку занимательную в инете про эту штуку

Чип-тюнинг - это изменение характеристик двигателя автомобиля с помощью изменения калибровок программы блока управления двигателем.

Следует иметь в виду, что создание серийной программы управления для конкретного автомобиля с его массой, передаточными числами трансмиссии, типом двигателя, фазами газораспределения, системой впуска и выпуска, и, наконец, предназначением - большой труд, который выполняется широким кругом специалистов и приблизительно требует один - два человекогода затрат. Любая программа управления удовлетворяет некоторой целевой функции, определённой для серийного автомобиля. Эта целевая функция, или, другими словами, цель настройки должна отражать компромисс между противоречащими друг другу качествами. Такими как экономия топлива и динамические показатели, эластичность и приёмистость, экология и мощность. Однако все основные характеристики двигателя определяются его конструкцией. Это рабочий объём, фазы газораспределения, конструкция газораспределительного механизма и камеры сгорания, тип впускной и выпускной систем, наличие или отсутствие нагнетателя. Роль программы сводится к точному соответствию параметров управления тому, что требует механизм в разных режимах работы. Поэтому для большинства моторов программа управления - слуга у механизма. Она должна корректно измерить количество воздуха, поступающего в каждый цилиндр двигателя за один такт впуска и в соответствии с ним и другими параметрами, такими, как обороты, положение дросселя, температура двигателя и всасываемого воздуха, количество кислорода в выхлопных газах, наличие детонации и т.п., установить основные параметры управления (количество топлива и угол опережения зажигания) и вспомогательные (фаза впрыска, обороты холостого хода, положение клапана рециркуляции, степень продувки адсорбера).

Для понимания того, чего можно достичь, а чего нет, с помощью изменения программы управления, разрушив тот самый компромисс, необходимо уяснить, что вращающий момент, и, соответственно, мощность (произведение момента на обороты), сильно зависят от скорости вращения коленчатого вала. С ростом оборотов от холостого хода момент растёт, достигает своего максимального значения, а затем падает. Также необходимо представлять себе, что то ускорение, которое "спинным мозгом" ощущает водитель в кресле разгоняющегося автомобиля, - это не максимальная мощность, указанная в техническом паспорте, а именно вращающий момент, преобразованный трансмиссией в силу тяги. Максимальная мощность - энергетический параметр двигателя, который главным образом определяет максимальную скорость в смысле стандартных настроек.

Для атмосферного мотора можно увеличить углы опережения, получив, таким образом, в конце такта сжатия несколько большее давление и, как следствие, больший момент. Правда, это приводит к тому, что запас детонационной стойкости, заложенный производителем, будет израсходован и вероятность разрушения мотора детонацией повышается. Для предотвращения нежелательных последствий обычно рекомендуется перейти на топливо с большим октановым числом. Строго говоря, это зависит от величины заложенного конструктором запаса. Иногда он настолько велик, что можно использовать прежнее топливо. Кроме того, чувствительность мотора к углу опережения зажиганием разная на разных оборотах. Как правило, в области максимальной мощности увеличение угла не приводит к росту момента. Но, в большинстве случаев это и не надо. Если цель Чип-тюнинга - улучшение динамики, то важнее добавить ускорение на средних и низких оборотах, которые проходит мотор на каждой передаче. В качестве резюме можно сказать, что добавленные 0,5 - 1 кг*м к обычным 9 -15 кг*м для средних оборотов двухлитрового мотора - не слишком большое приобретение, однако это ощутимо улучшает разгон автомобиля. Эффект зависит от того запаса, который оставил конструктор для конкретного мотора. По соотношению цена / результат - пожалуй, неплохой способ тюнинга.

Отдельно следует сказать о современных турбированных моторах, где давление нагнетания управляется контроллером. В таком случае программа управления становится хозяином положения. Если мы в программе управления изменим уставку давления на большую величину, то, исполняя команду, компрессор будет накачивать большую массу воздуха в цилиндры в каждом такте впуска. Конечно, в программе соответствующим образом корректируются и таблицы по топливоподаче и углу опережения зажигания. Таким образом, можно увеличить крутящий момент во всём диапазоне работы турбины на существенную величину. Главное, чтобы не превысить запас компрессора по производительности. Получить дополнительные 4 - 6 кг*м момента и 40 - 50 л.с. максимальной мощности у двух - трёхлитрового турбомотора - не проблема. Это справедливо как для бензиновых моторов, так и для турбодизелей. Эффект - потрясающий. Соотношение цена / результат надо признать для этих моторов наилучшим.

Однако неограниченно пользоваться дополнительными возможностями нельзя. При столь существенном росте энергетики мотора появляется дополнительное количество тепла и механических нагрузок, неучтённых конструктором автомобиля. Система смазки, охлаждения, интеркулер, вентиляция подкапотного пространства и трансмиссия ведь остались прежними. Поэтому использовать дополнительную мощность, сверх стандартной, можно только короткими импульсами для, например, старта с места или опережения впереди идущего автомобиля. После пиковых нагрузок необходимо несколько минут спокойной езды для снятия теплового стресса. Требования к качеству дизельного топлива и октановому числу бензина становятся строже.

Как правило, все, кто интересуется или что-то слышали о Чип-тюнинге, так или иначе понимают, что машина поедет лучше. Из краткого вышеизложенного пояснения приблизительно понятно, как, насколько и за счёт чего. Тем не менее, всегда приходится отвечать на вопрос, что будет с ресурсом и расходом топлива.

Ресурс - простой вопрос. Ресурс двигателя расходует не программа, а водитель. Дополнительные возможности программы - только увеличившийся потенциал водителя. Чем чаще он нагружает мотор, тем быстрее приближает капитальный ремонт. Это справедливо даже для абсолютно стандартного автомобиля. Иногда ресурс серийного автомобиля у разных хозяев отличается более чем в два раза. Это есть последствия разного стиля вождения и разных условий эксплуатации. Не давите на газ без особой необходимости, и вы продлите жизнь мотору. Любому, серийному и перенастроенному.

Расход топлива требует некоторых пояснений. Все современные программы управления двигателем многорежимные. Они "понимают" водителя и включают такие калибровки, которые соответствуют условиям движения. Например, если мы движемся в спокойном темпе, настройки будут взяты для экономичного режима. Если начнём интенсивно разгоняться, программа, выполняя волю хозяина, будет использовать таблицы для максимальных нагрузок, не взирая на потребление топлива. Что касается тюнинговых прошивок, то там, как правило, режим экономичной езды не правится. Все параметры остаются на уровне серийной. Только в форсированном режиме расход будет выше. Совершенно понятно, что дополнительную мощность мы можем получить, только сжигая дополнительное топливо. Вывод напрашивается сам собой. Не давите на газ без особой необходимости, и вы не будете лить лишнее топливо на дорогу. Это также справедливо для любого мотора. Новая программа управления - только ваша потенциальная возможность расходовать больше бензина. Приблизительно режимы можно разделить по положению педали газа. До середины - экономим топливо, более - нам на расход наплевать. Управляйте этим процессом с пониманием, и результат будет налицо.

Другой, не менее популярный вопрос от потенциальных потребителей Чип-тюнинга, а каковы гарантии? Совершенно понятно, что гарантия того, что прошивка будет работать и информация сохранится в том виде, в котором записана, полная. Но, потребителя, конечно, интересует, не разрушится ли в результате мотор. Тут следует остановиться на случаях, когда такой случай возможен. Их три.

Первый. Потребитель, заказывая нестандартную программу, заранее соглашается с теми ограничениями, которые возникнут вследствие выполненной работы. Это строгие требования по качеству топлива и кратковременный характер нагрузок. Невыполнение их может привести к нежелательным последствиям. В этом случае виноват потребитель.

Второй. Мотор настолько старый, что даже небольшие дополнительные механические и тепловые нагрузки приводят к повреждению. В таком случае или не надо давать ему непосильную задачу, или предварительно полностью отремонтировать мотор, доведя его до состояния нового. Серьёзные тюнинговые ателье в Германии не берут в работу по перепрограммированию блока автомобили с пробегом более 90 тыс. км. Также тут следует сказать, что многие потребители сознательно пытаются скомпенсировать известные неисправности с помощью новой программы. Это невозможно. Более того, солидные тюнинговые компании никогда не возьмут в работу автомобиль с неисправностями. Так или иначе, решение потребителя о выполнении Чип-тюнинга на старом автомобиле - его собственный риск.

Третий. Программа управления содержит ошибки, следствием которых, как правило, бывает детонация и повреждение мотора. Такие случаи чрезвычайно редки и связаны с источником тюнинговой прошивки. Об источниках надо сказать отдельно для Российских автомобилей и иностранных.

Для Российских автомобилей существуют и вполне доступны по цене компьютерные программы, которые "знают" калибровки, и позволяют легко вносить изменения в штатные контроллеры. Следовательно, источником тюнинговой прошивки может быть любой владелец такого софта. Практика показывает, что большинство таких людей специалисты в компьютерной области, но мало разбираются в процессах, происходящих в моторе. Кроме того, у них нет необходимого измерительного оборудования для настройки двигателей. Поэтому, программы калибруются по ощущениям и ошибки встречаются часто. Тут можно только посоветовать быть разборчивым и обращаться только в те фирмы, которые берут на себя ответственность и могут квалифицированно разобраться в причинах возникшей неисправности.

С иностранными автомобилями ситуация строго наоборот. Количество различных типов контроллеров и их программ огромно. Софт для внесения изменений в программы определённых блоков, оборудование для работы и измерительные стенды для настройки очень дорогие. Работа может стать рентабельной только тогда, когда тираж для каждого типа двигателя большой. Поэтому в Европе фирм, изготавливающих тюнинговые прошивки мало, их можно пересчитать по пальцам. А компаний, продающих результат их работы, огромное количество. Иногда полученные из разных источников тюнинговые файлы совпадают с точностью до бита, хотя позиционируются как от разных производителей. В России нет фирм, изготавливающих нестандартные прошивки для иностранных автомобилей, как минимум, они неизвестны. Все продают подготовленные в Европе и США файлы, где это явление давно носит массовый характер. Поэтому вероятность того, что все, кто предлагает Чип-тюнинг для иномарок, продают один и тот же продукт, высокая. Несмотря на разную цену и разные заявленные характеристики. Конечно, в технической грамотности и энтузиазме нашим согражданам не откажешь. Известны случаи, когда владелец конкретного автомобиля, прекрасный программист, в качестве хобби, потратив огромное количество времени и труда, наконец, расшифровывает дамп своего контроллера и получает возможность вносить изменения в программу управления. Услуги таких людей часто бесплатны, но, как мы понимаем, и ответственности никакой.

Если вы, теперь хотя бы в первом приближении понимаете внутреннюю кухню процесса, называемого Чип-тюнинг, я свою задачу буду считать выполненной. Надеюсь, что навигация в море предложений по модернизации вашего железного друга теперь будет вызывать у вас меньше сомнений и вопросов.

С наилучшими пожеланиями,
Александр Михайлович Пахомов, директор компании "Дилижанс", Санкт- Петербург.
Русский футбол матом не испортишь
IRC канал #sport

Trafe

Старьющая статья. Уже давно в России и вообще в мире перестали заморачиваться по готовым прошивкам - это не модно и не эффективно. Щас прошивки обычно пишут индивидуально под каждую тюненную машину. И ещё... УЖА ДАВНО в России отлично научились писать прошивки под большинство иномарок (которые обычно тюнингуют, под ситроен с2 прошивку вряд ли где напишут =)) ), и делают это под час не хуже, чем те же Японцы, Американцы и т.д.
Everything gona be allright

Accord

Кто нидь делал чип тюнинг на вазовские машины? Расскажите плюсы и минусы, пожалуйста.
Меня интересует снижение расхода, слишком много начала кушать...
Машина 21103, 1.5 16кл. Полного бака хватило всего на 400км, из них 250 проехал по трассе со скоростью 120км\ч. Как едет машина, меня устраивает, не нравится только расход. За счет чип тюнинга это исправить можно?
The dreams comes true!!!

Zambon

Скорее в всего и никак. Чип тюнинг не при чем, если  c пепелацом что-то не в порядке. Если беспокоит высокий расход, надо искать причину в самом авто. Начиная от давления в шинах и его разности по осям и заканчивая наверное чисткой форсунок инжектора. Кстати, для 10-к рекомендуют каждые 70-80 тыс.км. А еще есть датчики системы впрыска, которые могут неправильно работая просто расходовать лишнее топливо "в никуда". А может просто манера езды с приходом весны уплыла в зону форсированных режимов? ))

Accord

у машины пробег всего 46 тысяч, заливал чистку инжекторов, но теперь когда увидел что эти средства могут сделать с форсунками перестал. Делал диагностику почти год назад, сказали все путем, все в хорошем состоянии. Думаю сделать диагностику и щас, как раз перед летом не повредит.
Знакомый делал чип тюнинг и сказал что у него расход снизился с 10-11 литров по городу (рваная манера езды- может погонять, но чаще ездит спокойно) до 7-8 литров! По трассе - так щас вообще до 6 литров! Вот решил спросить, правда это или нет.

PS знакомый машину продал, а когда приехали в сервис где он делал, там сказали что мужик уволился и где он теперь не известно...
The dreams comes true!!!

stazzz750

у меня друг делал, как я правильно понял,прошивку чет с инжектором ну наверн тот же чип тюнинг) ну типа теперь у него два режима эконом как заверяли она меньше жрет бензина и динамика когда тумблер включаешь,в этом она режиме она и резвее ну соответственно и кушает хорошо)

Accord

Про это тоже слыхал. Ставится какая то кнопка, нажамаешь и после 40км/ч машина реально становится резвее. Но мне это не к чему... Машина и сейчас достаточно резвая!!!
The dreams comes true!!!

Vodochnick

Сделай диагнлстику просто, скорее всего у тебя какая то неисправность, и не заморачивайся с прошивкой.
кто много пьет тот много спит,
кто много спит тот не гремит,
кто не гремит тот чист душой,
от сюда вывод пей родной!

mongoose

нет ..40 км в час тут непричем вапще ... просто начинает рвать лучше после примерно 3к

Storm

Цитата: Accord от 29 апреля 2008, 15:23:30Про это тоже слыхал. Ставится какая то кнопка, нажамаешь и после 40км/ч машина реально становится резвее. Но мне это не к чему... Машина и сейчас достаточно резвая!!!

Ребята учите матчасть ))) А прошить прогу все таки стоит. 1000 рублей быстро окупится. И тока в одном месте в самаре это грамотно тебе сделают. МБ - Спорт у РОСПАСУДЫ.
Ураган

Zgmurik

Там с карбюраторными авто могут что ниубдь сделать?
Синие пальцы,серая плоть
В доме у цирка Жмурик живеть.
Моск его тухлый, ноги - кривы,
Много бухает, дает всем 3.14зды.

Zambon

To Storm:
А скажи пожалуйста, в Самара-Ладе делают прошивочку?
У меня друг просто тельняшку рвал, что там типа самое лучшее.)

Trafe

2 Accord: могу почти точно сказать, что у тебя начал умирать ДМРВ (датчик массового расхода воздуха), нужно ехать на диагностику. Диагностику я бы делал в том же МБ-СПОРТ.
2 Zambon: да, в Самара-Лада делают  чип-тюнинг. Зовут человека, занимающегося этим - Левин Виталий. Делает более-менее неплохо, но в МБ-СПОРТ пишут лучше.
Everything gona be allright

Storm

Олег все ответил за меня...
Ураган

Zambon

Спасибо!
Другана порадую. Он уже ждет-не дождется свою ласточку прочиповать))