Тюнинг ВАЗ [История]

Автор Storm, 11 сентября 2007, 00:13:22

0 Пользователи и 1 Гость просматривают эту тему.

Storm

ВАЗ "Жигули"

Появившийся в 1971 году ВАЗ-2101 произвел настоящий фурор. Новый мощный, быстрый автомобиль, прототипом которого стал ФИАТ-124, завоевавший в 1965(!) году титул "Автомобиль года", не шел ни в какое сравнение с огромными, тяжелыми Волгами или неуклюжими Москвичами. Спортсмены одними из первых оценили плюсы такого автомобиля, и начался почти массовый тюнинг "копейки".
В первую очередь автомобиль максимально облегчался - соскабливалась вся шумоизоляционная мастика, из салона удалялось все ненужное, как, например, пассажирские сидения и декоративные панели. Даже проводка максимально упрощалась, чтобы сэкономить драгоценные граммы. Кончено, заводские гонщики имели неоспоримые преимущества: кузова их автомобилей не покрывались антикоррозионным покрытием, задние крылья штамповались из более тонких листов стали, не ставились даже некоторые элементы каркаса, в результате чего такой болид весил всего 800 кг!
Не забывали и про двигатель: на ДВС ставили специально разработанные ГБЦ, плюс распредвалы с широкими фазами, сдвоенные карбюраторы Weber с четырехдроссельным впуском и надсторенный выпуск - все это давало 130-135 л.с. на двигателе объемом 1300 кубических сантиметров, с полуторалитрового мотора снимали уже до 150 "лошадок", а с двигателя объемом 1,6 литра - все 160 л.с. Таким образом заводские "тюнеры" вытаскивали по сто "лошадей" с литра рабочего объема! Не лишнем будет заметить, что компания СитиМоторСпорт, выступившая на гонке классических автомобилей в Нюрнбургринге на копии гоночного ВАЗ-2101 1974-75 годов, заняла первое место в своем классе, обойдя на круг ALFA ROMEO JULIA 1600.

Доводкой автомобилей ВАЗ-2105 занимались уже два предприятия - Производственное объединение по выпуску спортивной техники "Вихур" ЦК ДОСААФ СССР в г. Таллине и Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств.
Первый занимался подготовкой "кирпичей" по группе А-2/1. Согласно требований этой группы двигатель, трансмиссия и главная передача автомобиля оставалась без изменений, но, зато, подвеска "перетряхивалась" основательно. Кроме усиления подвески дополнительными элементами, устанавливались дополнительные амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости. Конечно, ВАЗ-2105 оборудовался каркасом безопасности, пожаробезопасным топливным баком и усиленной защитой поддона картера, коробки передач и рулевых механизмов. К тому же добавился аэродинамический обвес, что вызвано отвратительной аэродинамикой "кирпичей" и увеличением ширины колес, диски для которых изготавливались из сверхлегкого сплава "электрон".
ВФТС - разговор, вообще, особый. Мало того, что советские гонщики, слыша это название, были готов падать ниц, так еще и заводские пилоты на зарубежные соревнования ездили именно на ВАЗ-2105 ВФТС! Лучшей рекомендации придумать попросту невозможно. А если добавить, что эти машины с успехом продавались в Швеции, Норвегии, Германии, Панаме и Колумбии, а в музее Брунзуды храниться спортивный Porsche 911, обменянный одной из болгарских команд на две ВАЗ-2105 ВФТС, то станет окончательно ясно, что эти "ракеты" нашли признание не только внутри "железного занавеса", но и за ним.
Что же представляла из себя LADA SPORT VFTS? Фабрика готовила его для соревнований в группе Б, а регламент этой группы позволял, корме все прочего, вносить изменения в конструкцию двигателя и трансмиссии автомобиля, и здесь было где развернуться. Из двигателя объемом 1600 куб. см. с двумя горизонтальными карбюраторами Weber конструкторы смогли вытащить 160 л.с. при 7000 об./мин., а "сотню" ВФТС брал всего за 8,4 секунды! Литовский ВАЗ смог совершить то, чего не удавалось до него ни одному отечественному раллийному автомобилю - преодолеть порог в 190 км/ч! Со специально разработанной пятиступенчатой кулачковой коробкой передач и дисковыми тормозами на всех четырех колесах SPORT VFTS была самым передовым и совершенным советским автомобилем в начале 1980х годов. Пусть, даже, не серийным, но он был, и это немаловажно. Возможно, для мирового ралли с турбинированными монстрами литовский "кирпич" был слабоват, но на трассах союза равных ему не было.
Как уже было замечено, LADA SPORT VFTS не знала равных на всесоюзных соревнованиях, но для мирового уровня ее 160-сильный двигатель был слабоват, ведь к середине 1980х годов в группе Б уже участвовали автомобили с моторами по 300 л.с. и больше. Литовцы предприняли попытку модифицировать ВАЗ-2105, оборудовав ее карбюраторным 16-клапанным двигателем объемом 1800 см3, с турбонаддувом. Мощность мотора достигала 240 "лошадок". Но даже Лада 2105-Т16 не дотягивала до таких болидов, как Lancia Delta и подобных ей, и в 1986 году ВФТС берется за доводку только появившегося тогда "зубила" - ВАЗ-2108.
Справедливости ради стоит заметить, что у LADA EVA, как назывался спорткар, от "восьмерки" остались лишь двери, лобовое стекло и головная оптика - весь остальной кузов, выполненный из стеклопластика, был оригинальной конструкции. Кстати, аэродинамику автомобиля доводили специалисты Пренайского экспериментального завода ДОСААФ спортивной авиации.
Даже двигатель использовался другой - блок от ВАЗ-2106 с увеличенным до 1860 кубических сантиметров объемом, с шестнадцатиклапанной головкой блока, распределённым впрыском топлива "Лукас" и турбонаддувом, выдававший 300 л.с. Причем ДВС был расположен не спереди, а сзади (за сиденьями), и приводил задние колеса. Ходовая часть так же претерпела значительные изменения - передняя и задняя подвески на двойных поперечных рычагах опирались на трубчатые подрамники, прикреплённые к центральной части кузова. Очевидцы утверждают, что по динамике и управляемости прототип ни в чем не уступал тогдашней королеве ралли - Lancia Stratos.
В 1987 году уже был готов проект нового спортпрототипа на базе LADA EVA - полноприводная S-PROTO, выдававшая до 350 л.с., но в этом же году FIA запретила группу Б, и проект так и остался не реализован. []
Но создание спорткаров на основе ВАЗ-2108 не прекратилось, ведь кроме группы Б ралли есть и другие соревнования - например, знаменитая "Париж-Дакар". К сожалению, в начале 1990х годов в Союзе, казалось бы, нерушимом, уже намечались некоторые трения и Экспериментальный Вильнюсский Завод (новое название ВФТС) не взялся за подготовку "восьмерки" к "Дакару", в связи с чем доводкой автомобилей занялась компания POSH - дистрибьютор автомобилей ЛАДА во Франции. На LADA SAMARA T3 от ВАЗа осталось еще меньше - даже двигатель был уже не советский, а... немецкий оппозитный Porsche объемом 3,6 литра, развивающий мощность до 400 л.с.! Плюс полноприводная трансмиссия от Porsche 959, подвеска, спроектированная КБ Туполева на основе подвески, применяющийся у шасси истребителей и кузов, состоящий из пространственной рамы-каркаса и сверхлёгкой облицовки из композитов... в общем, получился своеобразный гибрид истребителя и Porsche, внешне весьма и весьма похожий на "зубило". Такой волк в овечьей шкуре, ценой 150000 $, разгоняющийся до 220 км/ч.
LADA SAMARA T3 взяла седьмое место в ралли "Париж-Дакар" в 1990 году, пятое в 1991. Кроме этого - второе место в Ралли Туниса в 1990 году и первое место в Ралли Фараонов в Африке годом позже.
Вот и все. Вскоре советский тюнинг прекратил свое существование, но его место не осталось не занятым. Свято место пусто не бывает - на смену пришел Российский тюнинг. Исчезло такое слово, как дефицит, и тюнинг стал доступен многим, а не только спортсменам. Сегодняшние спортпрототипы не идут ни в какое сравнение с тем, что было двадцать лет назад - взять, хотя бы ту же LADA RALLY VKS 2000, и это далеко не единственная разработка. Уже готовится спорткар на базе совершенно новой "Калины". Уверен на 100% - она не последняя, за ней будут еще, еще и еще. А вы говорите - "ведро с болтами"... Ведра на Porsche не меняют, а, если и меняют, то не по курсу 2:1.


P.S. Очень позновательно. Ничего в тексте не менял.
Ураган

Qrazh

весьма интересно, всем читать!
Некоторые думают,что все знают, особенно это раздражает нас - тех, кто на самом деле все знает=)

ВасёГ

прочитал, впечатлило!